Методическая работа преподавателей
Повышение эффективности профессионального обучения во многом зависит от того, какие методы применяют преподаватели во время учебных занятий.
На основе анализа научно-экспериментального опыта, обобщения работы преподавателей образовательных подразделений ряда предприятий, теоретического использования основных положений общей и профессиональной педагогики можно рекомендовать некоторые пути совершенствования организации и методики проведения уроков теоретического обучения.
Методы обучения – это способы работы преподавателя и обучаемых, при помощи которых достигается усвоение обучаемыми знаний, умений и навыков, формируется их мировоззрение и развиваются способности. На выбор преподавателем методов обучения большое влияние оказывают: особенности профессии, к которой подготавливаются обучаемые, уровень их подготовки и специфика учебного материала.
Выбор и применение тех или иных методов обучения обуславливается содержанием учебного материала, возрастом обучаемых, уровнем их общеобразовательной подготовки, производственным стажем, условиями обучения.
В процессе теоретического обучения могут быть применены следующие методы обучения:
• объяснительно-иллюстративный
• частично-поисковый
• проблемно-исследовательский
• репродуктивный.
Словесные: рассказ, объяснение или доказательство, лекция, беседа, работа с книгой.
Наглядные: показ, демонстрация, экскурсия, самостоятельное наблюдение.
Практические: упражнения, лабораторно-практические и иллюстративные работы, работа с компьютерными обучающими программами.
«Активные»: дидактические, деловые и ролевые игры, семинарские занятия, проблемное обучение.
Закрепление знание и формирование умений.
Основной формой организации обучения является урок. Сущность и назначение урока как целостной динамической системы сводится к взаимодействию преподавателя и обучаемых, цель которого – усвоение обучаемыми знаний, умений и навыков, развитие их способностей. Определяющими чертами урока являются:
• наличие постоянного состава обучаемых;• организация занятия в точно определенное время по твердому расписанию;
• четкость основной учебной цели в соответствии с содержанием изучаемого материала;
• применение разнообразных методов обучения с рациональным отбором их для каждой части урока;
• сочетание коллективной и индивидуальной работы обучаемых;
• непосредственное руководство преподавателя учебным процессом.
В учебном процессе различают следующие виды контроля:
• внешний, осуществляемый преподавателем;• взаимный, осуществляемый обучаемыми между собой за их учебной деятельностью;
• самоконтроль осуществляемый обучаемыми за своей учебной деятельностью.
Проведение консультаций.
Методика проведения консультации должна быть разработана с таким расчетом, чтобы она становилась стимулом самостоятельной работы обучаемого.
При подготовке к консультации преподаватель должен тщательно изучить квалификационную характеристику, учебный план и программу теоретического и производственного обучения, ознакомиться с графиком проведения производственного обучения.
В соответствии с учебным планом и программой обучения преподаватель составляет тематический план проведения консультаций с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Планирование работы преподавателя начинается с распределения времени, отводимого на консультации по конкретным темам учебной программы.
Самообразование преподавателей.
Выбор содержания и методов самообразования зависит от подготовленности преподавателя и от целей, поставленных на определенном этапе совершенствования его профессионального мастерства.
Самообразование предполагает определенную систему в работе: текущее и перспективное планирование, выбор рациональных форм и способов усвоения материала, овладение методикой анализа и обобщения своего и педагогического опыта других, постепенное приобщение к методам исследовательского труда.